Курс имитации

         

Изображение: имитация и интерпретация


С особой благодарностью к Бетти Эдвардс.

Уже сейчас можно сказать, что вся история обучения

изобразительному искусству делится на периоды
"До Бетти Эдвардс" и "После Бетти Эдвардс".

В любом деле есть ключевые понятия, в которых отражается самая суть предмета. В обучении рисунку в качестве таковых обычно выступают такие понятия как натура и изображение. Они включают в себя составляющие их понятия - такие как пропорции, освещение, контур, пятно, проекция на плоскости и т. д.

Но есть еще такие понятия, которые касаются не модели как прототипа и не рисунка как результата работы, а непосредственно рисующего. Понятия натуры, как бы она прекрасна ни была, не существует без художника. И изображения без художника не будет.

Отсюда вытекают другие ключевые понятия в рисовании - механизм восприятия и механизм интерпретирования. Именно в этих двух механизмах кроется ключ любой изобразительной деятельности.

Однако прежде чем начать интерпретировать натуру, художник должен найти язык интерпретации, свойственный именно ему. Первым шагом в обретения такого языка является имитация натуры.

В предлагаемом КУРСЕ ИМИТАЦИИ задания выстроены таким образом, что любой человек, независимо от способностей и подготовки, приобретает навык копирования изображения, необходимый для дальнейшего обучения. В процессе копирования происходит также первоначальное освоение техники рисунка и живописи, а также первых навыков интерпретации. Курс имитации является подготовительным и будет в дальнейшем продолжен КУРСОМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

В заданиях курса имитации не потребуется рисовать какой-то предмет целиком (за исключением первых двух заданий) - это всегда будут фрагменты, повернутые самым непривычным образом. Это затрудняет интеллектуальные спекуляции и позволяет свободно функционировать прямому зрительному восприятию. Также это делается для того чтобы снять интеллектуальное беспокойство по поводу своей способности что-либо нарисовать "правильно".
Все задания выполняются сидя за столом - мольберт не потребуется.
Курс выстроен таким образом, что все последующие задания базируются на предыдущих, то есть, материал необходимо осваивать последовательно.


 



Копирование фотографии


Задание

На листе А4 нарисовать рамку (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа должно оставаться расстояние. Рядом помещаем фотографию. В фотографии должны присутствовать и теплые и холодные цвета. К холодным цветам обычно относят зеленый, голубой и фиолетовый; к теплым - желтый, оранжевый, красный. Кладем на фотографию картонную рамку таким образом, чтобы изображение в ее окне было нераспознаваемо - выбираем самый нечитаемый фрагмент и поворачиваем его вверх ногами или по диагонали. Делаем линейный рисунок, срисовывая пустые пространства каким-либо из цветных карандашей. Простой карандаш не годится - он при смешивании с цветными дает грязь.

Затем выполняем рисунок штриховкой.

Вы могли заметить, что количество цветов в наборах карандашей ограничено. Как же добиться нужного цвета?

При работе цветными карандашами используется оптическое смешивание цветов. Сначала мы делаем штриховую прокладку цветом, наиболее близким к требуемому, а затем, изменив направление штриховки, цветом, дополняющим первый до нужного оттенка.

При необходимости увеличиваем число прокладок или вводим дополнительные цвета, каждый раз меняя направление штриховки. Благодаря такой технике цвет остается чистым и свежим.

В самых темных местах можно использовать черный карандаш. При этом надо учесть, что чисто черного цвета почти не бывает - он имеет либо теплый, либо холодный оттенок.

Выполняем четыре таких рисунка.

Оборудование

Образец: цветная фотография с полутонами. Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Цветные карандаши. Бумага формата А4.


Примеры
выполнения задания

Внизу даны с увеличением примеры штриховки цветными карандашами. Слева расположены образцы, а справа - копии, выполненные учениками.

Примечания

Добиться точного соответствия цвета и тона рисунка цвету и тону образца практически невозможно. Но надо по возможности приблизиться к этому. Теплоту цвета надо немного утрировать - теплое делать несколько теплее, холодное - холоднее.


 



Копирование фотографии. лессировки


Задание

На листе А4 нарисовать рамку (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа должно оставаться расстояние. Рядом помещаем фотографию. В фотографии должны присутствовать и теплые и холодные цвета. Кладем на фотографию картонную рамку таким образом, чтобы изображение в ее окне было нераспознаваемо - выбираем самый нечитаемый фрагмент и поворачиваем его вверх ногами или по диагонали. Делаем линейный рисунок.

Начинаем живопись с тех частей, где изображение на образце нерезкое, где есть мягкие переходы цвета и там где можно сделать светлую общую подкладку с тем, чтобы потом прописать детали более темным тоном. Эти участки мы сделаем заливками, но там, где расплывчатое изображение пересекается какими-то четкими границами, делаем границу заливки с четкими краями.

Затем приступим к прописыванию участков с четкими формами и к уточнению и углублению цвета там, где это необходимо. Уточнение и углубление цвета будем выполнять лессировками.

Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками, один слой поверх другого, при этом нижний слой должен быть сухим.

При работе лессировками краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет. Чтобы не размывать нижний слой, краска кладется очень деликатно и за один мазок. Положенный мазок можно дополнить только после его высыхания. При работе лессировками можно увидеть границы мазков. Но, так как мазки прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Цвет в лессировках складывается из цветов в ее слоях.

Возможна корректировка чистым цветом. Например, если коричневый цвет надо сделать холоднее, мы кладем поверх коричневого голубой прозрачный мазок. Происходит не механическое, а оптическое смешивание цветов.
Копируем четыре фотографии.

Оборудование

Образец: цветная фотография с полутонами. Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Набор акварельных красок Кисть беличья № 10 Баночка с водой Палитра (кусок плотной бумаги) для смешивания красок Тряпка мягкая для вытирания кисти Карандаш простой мягкости Т или H Бумага для акварели формата А4


Примеры
выполнения задания

Внизу даны выполненные задания с образцами: слева расположены образцы, а справа - копии, выполненные учениками.

Примечания

Не удовлетворяйтесь приблизительным соответствием цветов. Обращайте внимание на теплоту цвета. Это особенно важно в сложных цветах, таких как коричневый.


 



Копирование вверх ногами


Задание

Лист бумаги А4 крепим на планшете. Под планшет кладем копируемый рисунок (образец) вверх ногами так чтобы нижний край образца (1 см) выглядывал из-под верхнего края планшета.

Копируем то, что видим. За один раз нам надо нарисовать всего лишь одну линию - задача доступная ребенку - и добавить еще несколько таких же простых линий, относящихся к первой. Линии надо обязательно проводить медленно и не возвращаться к уже нарисованному - одна линия за один раз. Ластик не случайно отсутствует в списке оборудования - мы ничего не стираем, все что сделано - верно.

Затем передвигаем образец так, чтобы видеть следующий сантиметр изображения.

Продолжаем выдвигать и копировать образец по 1 см до завершения копирования. Надо максимально абстрагироваться от конкретного содержания изображения. Нас не интересует что именно нарисовано на образце, нас не интересует степень точности нашей копии. Единственное что нас интересует - это процесс. Если процесс доставляет удовольствие - результат достигнут. Выполняем три таких рисунка.

Оборудование

Образец. В качестве образца берем черно-белый линейный рисунок размером в ладонь.

Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).

Планшет А4 (кусок плотного картона с зажимом).

Бумага формата А4.


Примеры выполнения задания

Слева расположены образцы, а справа - копии, выполненные учениками.

Примечания

Зрительное восприятие является непосредственным, оно оперирует цельными, неразъемными образами. Интеллектуальное восприятие вторично, оно искусственно разбивает цельный зрительный образ на понятия, объекты и пытается свести воспринимаемое к грубой схеме.

Неудачи в рисовании главным образом связаны с тем, что рисующий пытается руководствоваться не тем, что он видит, а тем, что он об этом думает.

Важно отойти от суетливости интеллектуальных процессов и войти в пространство неопосредованных зрительных впечатлений. Когда это удается, появляется ощущение удовольствия от выполняемой работы, независимо от того, что именно изображается. Рисование оказывается увлекательным, самодостаточным процессом.

Такой способ копирования, когда образец не виден полностью и не опознается как что-то укладывающееся в схемы и символы, которыми оперирует интеллект, позволяет выполнить задание с очень большой степенью точности. Это является демонстрацией возможностей зрительного восприятия не подавленного интеллектом.

Кроме того, в процессе копирования можно почувствовать ощущение удовольствия от рисования как увлекательного, самодостаточного процесса, что, в свою очередь, является ключом ко всей изобразительной деятельности.


 



Приемы работы штрихом


Задание

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние. Первую рамку делим на пять участков произвольной формы. Один участок равномерно заштриховываем в самый темный тон, другой - в самый светлый. Остальные три в промежуточные между первыми градации тона.

Определим, какие приемы штриховки мы будем использовать и какие условия будем при этом соблюдать.

Расстояние между штрихами во всем рисунке должно быть одинаково. Сила тона штриха зависит от силы нажима карандаша - чем сильнее нажим, тем темнее штрих. Для светлой штриховки используем твердый карандаш, для темной - мягкий. В самых темных местах используем повторные прокладки штриха с изменением направления штриховки.

Каждый штих с ничего начинается и сходит на нет - это обеспечивает равномерность тона там где области штриховки накладываются друг на друга.

Исключение может быть там где надо резко обозначить границу - штрих делается поперек границы, идет жестко начинаясь от этой границы и сходит на нет. Штрихи делаются не длинными.

При повторных прокладках штриха направление штриховки меняется. Это делается для того чтобы промежутки между штрихами не забивались. Между штрихами даже в самом темном месте должна светиться бумага - это дает единство фактуры рисунка, придает рисунку цельность. Карандаш должен быть остро отточен - за этим надо все время следить - иначе рисунок будет выглядеть замусоленным. Категорически не допускается размазывание грифеля по рисунку. Наряду с прямым возможно применять дуговой штрих.

Когда закончим штриховку пяти участков, вдоль одной из линий, разделяющих участки, делаем штриховку вдоль края формы. Короткие штрихи кладутся параллельно линии с постепенным ослаблением тона на нет. Таким образом, линия становится первым из штрихов. Такая штриховка позволяет подчеркнуть края формы в рисунке.

Во второй рамке повторяем по возможности точно рисунок получившийся в первой.

Оборудование

Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Карандаши разной мягкости (ТМ или HB, T или H, М или B). Бумага формата А4.


Примеры выполнения задания

Внизу даны с увеличением образцы штриховки от края формы.

Примечания

Штриховой рисунок отчасти напоминает работу с фактурой, но штриховой рисунок служит для передачи формы предметов, имитации объема, свето-тени и собственной окраски предметов.


 



Работа мазком


Задание

Первое задание служит ознакомлению с техникой нанесения краски мазком, а также знакомству с красками. Как уже говорилось раньше, цвета можно поделить на холодные - зеленый, голубой, фиолетовый и теплые - желтый, оранжевый, красный. Эти цвета и их оттенки относятся к спектральным.

Кроме красок спектральных цветов в наборе акварельных красок присутствуют так называемые «земли»: теплые - оттенки коричневого и холодные - оттенки грязно-зеленого (умбры). Также есть черный, который теплоты не имеет. Белого цвета нет - его роль исполняет бумага. Акварельными красками пишут «на просвет», т. е., через слой краски видна бумага. Насколько плотно ляжет на бумагу краска, зависит от того, с каким количеством воды она разведена. Чем больше воды, тем бледнее цвет и больше просвечивает белая бумага под краской.

Мазком называется след однократного касания кисти на окрашиваемой поверхности (в нашем случае - на поверхности бумаги).

Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос незакрашенной бумаги. Краска должна ложиться прозрачно, даже самые темные цвета, бумага должна просвечивать сквозь краску. Мы рассмотрим четыре способа нанесения краски мазком:

1. Тонкий мазок кончиком кисти. Кисть держится навесу, только самый кончик касается бумаги. Движение кистью делается в направлении от кончика волосяной части к древку, т. е., продольное.

2. Средний мазок. Кисть слегка прижимается к бумаге - примерно половина длины волосяной части оказывается в контакте с поверхностью. Движение кистью продольное.

3. Полный мазок. Кисть прижимается полностью, но не жестко. Вся волосяная часть оказывается в контакте с поверхностью. Движение кистью продольное.

4. Поперечный мазок. Кисть прижимается полностью, но не жестко. Вся волосяная часть оказывается в контакте с поверхностью. Движение кистью поперечное, слева направо или справа налево.

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние.

В первом окошке мы делаем мазки всех четырех типов, смешивая для каждого из них две краски. При этом теплые цвета смешиваем с теплыми, а холодные с холодными.

Во втором окошке копируем по возможности точно то что сделали в первом.

Далее берем второй лист и повторяем задание, с той только разницей, что на этот раз смешиваем теплые цвета с холодными, а холодные с теплыми.

Оборудование

Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Набор акварельных красок (лучше всего - «Санкт Петербург» на 24 цвета) Кисть беличья № 10 хорошего качества: в смоченном виде волоски кисти должны образовывать острый кончик Баночка с водой Палитра (кусок плотной бумаги) для смешивания красок Тряпка мягкая для вытирания кисти Карандаш простой мягкости Т или H Бумага для акварели формата А4


Примеры
выполнения задания

Вверху показаны образцы выполнения первой части задания: смешаны теплые цвета с теплыми, а холодные с холодными.

Внизу образцы выполнения второй части: теплые цвета смешаны с холодными, а холодные с теплыми.

Примечания

В ходе выполнения задания получилось два листа. На первом мазки яркие, сочные. На втором - приглушенные, мягкие тускловатые. Это не случайно. Теплые цвета в смеси с холодными частично «съедают» друг друга, делают результирующий цвет грязноватым. Это происходит потому, что взаимодействуют так называемые дополнительные цвета.

Теоретически любой цвет можно составить из красного, желтого, голубого, черного и белого цветов. Черный, белый и смешанные из них серые цвета относятся к ахроматическим (в буквальном переводе - бесцветным) цветам. Они не имеют собственной теплоты.

Три хроматических цвета (красный, желтый, голубой), будучи смешаны, дают в результате серый хроматический цвет.

Красный, желтый и голубой, будучи попарно смешаны, дают основные цвета спектра: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, голубой и зеленый. Если расположить их по кругу, то диаметрально противоположно окажутся попарно: красный с зеленым, желтый с фиолетовым, голубой с оранжевым.

Эти пары цветов называются дополнительными и при смешивании дают тот же серый хроматический цвет, который дает смешивание красного, желтого и голубого.

Таким образом, в смесях теплых цветов с холодными обычно присутствует какое-то количество хроматического серого.


 



Работа работа по сырому


Задание

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние.

Первое окошко с помощью кисти обильно смачиваем водой. Так же как и в заливке, при работе по сырому вся работа должна быть сделана до того как краска высохнет. Только на этот раз мы работаем сразу на всем пространстве. Все это пространство мы раскрашиваем в разные цвета.
Начинаем с пятен светлых цветов и оттенков. Затем, когда бумага начнет подсыхать, будем вводить более темные и насыщенные цвета. И, когда бумага будет уже почти сухой, сделаем несколько тонких темных мазков. Таким образом, на первом этапе пятна будут сильно расплываться, на втором - меньше и, наконец, на последнем лишь немного.

При работе по сырому мы можем удалять излишек краски и воды чистой насухо отжатой кистью, а потом вводить в то же пятно совсем другой цвет. Можем делать в полусухое пятно вливание цвета с большим количеством воды - и тогда получаются красивые разводы. Можно класть рядом контрастные цвета и смотреть, как они, взаимопроникая, переходят один в другой. Пробуйте все, что придет в голову, но только до того, как бумага высохнет.

Во втором окошке копируем по возможности точно то что сделали в первом.

Оборудование

Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Набор акварельных красок Кисть беличья № 10 Баночка с водой Палитра (кусок плотной бумаги) для смешивания красок Тряпка мягкая для вытирания кисти Карандаш простой мягкости Т или H Бумага для акварели формата А4


Примеры
выполнения задания

Примечания

Бумага обязательно должна быть хорошего качества. Лучше всего специальная бумага для акварели, которая называется «торшон». Хорошая бумага позволяет вымывать нанесенную краску почти добела, не сваливаясь и не замусоливаясь. При работе по сырому это важно.


 



Работа заливками


Задание

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние. Первое окошко делим карандашом на четыре зоны произвольной формы. Эти зоны надо раскрасить методом заливок.

Заливкой мы будем называть пятно краски произвольной формы и размера, в котором вся работа должна быть сделана до того как это пятно высохнет. Заливка может быть как однородной, так и разнородной по тону и цвету. Мы будем делать разноцветные заливки. Можно делать заливку сразу краской, а можно предварительно смочить участок, предназначенный к заливке водой, а потом в него вводить цвет.

Каждую зону закрашиваем за два приема - сначала одну половину, а когда первая половина высохнет - вторую. Там где две половинки зоны будут сходиться, границу делаем мягкой.

Для этого кистью с чистой водой проводим вдоль края первой заливки, а затем излишек краски и воды с самого края удаляем чистой насухо отжатой кистью. В сыром виде заливки не должны соприкасаться.
Поэтому, пока первая половинка зоны сохнет, занимаемся другими участками, которые не имеют общей границы со свежеокрашенным.

Когда первая половинка высохнет, заливаем вторую почти вплотную к первой. По границе двух половинок работаем в последнюю очередь.

Для этого кистью с чистой водой проводим вдоль края второй заливки, заходя на первую на небольшую глубину. Это надо сделать за одно движение, иначе размоется первая заливка.

Постарайтесь утрировать цветовые и тоновые контрасты. Вводите в заливки больше чистых цветов, попробуйте поиграть с цветом.

Во втором окошке копируем по возможности точно то что сделали в первом.

Оборудование

Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Набор акварельных красок (лучше всего - «Санкт Петербург» на 24 цвета) Кисть беличья № 10 Баночка с водой Палитра (кусок плотной бумаги) для смешивания красок Тряпка мягкая для вытирания кисти Карандаш простой мягкости Т или H Бумага для акварели формата А4


Примеры
выполнения задания

Здесь можно оценить степень соответствия первого этапа задания и копии.

Примечания

Добиться точного соответствия изображения в первом окошке изображению во втором практически невозможно, но надо по возможности приблизиться к этому. Выполнение этой задачи максимально плотно знакомит с особенностями поведения акварели в заливках.

Заливка позволяет с одной стороны добиться декоративно-живописных эффектов, свойственных акварели, а с другой стороны - не потерять границы предметов.

При работе заливками воды в краске больше, поэтому краска будет светлеть при высыхании больше, чем при работе мазком.


 



Рисунок фактуры и текстуры


Задание

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние.

В одной из рамок размещаем образцы таким образом чтобы предметы только частью попадали в поле рамки. Предметы должны иметь ясно выраженную фактуру: дерево, точильный камень, напильник, щетина на щетке или кисти, мешковина, грецкие орехи, морские раковины, кусок хлеба и т. д. Поворачиваем их вверх ногами или по диагонали чтобы изображение в окне было минимально распознаваемо. Рисуем только фрагменты предметов. Если предметы плоские, можно той же рамкой закрыть не рисуемые части образцов.

Рисунок начинаем с линий контура предметов. Но рисуем не предметы, а пустые пространства между ними. Затем начинаем рисовать фактуру на них. Фактура изображается линиями - короткими или длинными, прямыми или извилистыми - но линиями. Не делайте фактуру формально - попытайтесь найти способ наиболее точного ее выражения. Например, фактура мешковины менее всего похожа на клеточку, но ближе к узору паркета.

Тени не рисуем. Форму отражаем за счет фактуры. Не нужно весь предмет забивать фактурой - надо сделать так чтобы он был выгодно подан. Это должно быть красиво и элегантно.

Как минимум, выполняем три таких рисунка.

Оборудование

Образцы: пара небольших предметов, имеющих ярко выраженную фактуру или текстуру (отличие фактуры от текстуры заключается в том, что фактуру можно определить как визуально, так и на ощупь, а текстуру - только на ощупь). Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB). Бумага формата А4.


Примеры выполнения задания

На нижнем рисунке показаны различные способы передачи одной и той же фактуры (мешковина).

Примечания

Рисовать фактуру предмета - занятие настолько увлекательное, что этого одного уже было бы достаточно. Кроме этого, появляется навык неформального восприятия натуры.


 



Рисунок мятой бумаги


Задание

Кусок белой мятой бумаги кладем перед собой. Лист, на котором будет выполняться рисунок, кладем немного в стороне под рабочую руку. Взгляд медленно движется вдоль линий образца и точно так же медленно движется карандаш по бумаге. Мы не смотрим на свой рисунок до момента, когда появляется потребность скорректировать линии на нем. Тогда мы кидаем очень короткий взгляд на рисунок и опять взгляд медленно движется вдоль линий образца. Число коротких взглядов не ограничивается, но они должны быть действительно короткими. Большую часть времени мы сосредоточены на линиях мятой бумаги. Задание обязательно должно выполняться очень медленно, очень спокойно и непрерывно. В процессе выполнения будут возникать позывы отвлечься, прекратить работу - нельзя поддаваться этим позывам. Когда процесс идет верно, мы ощущаем удовольствие от выполняемой работы. Считайте появление этого ощущения критерием выполнения задания, добейтесь этого ощущения, даже если понадобится выполнить несколько рисунков.

Оборудование

Кусок белой мятой бумаги. Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB). Бумага формата А4.


Примеры выполнения задания

Примечания

Еще одна попытка войти в пространство неопосредованных зрительных впечатлений и снять интеллектуальное беспокойство по поводу своей способности что-либо нарисовать «правильно».

Мятая бумага, как бы мы ее ни нарисовали, всегда будет мятой бумагой. Поэтому, не ожидая никакого конкретного результата, мы можем полностью погрузиться в процесс.


 



Рисунок небольших предметов


Задание

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние.

В одной из рамок размещаем образцы так чтобы предметы только частью попадали в поле рамки и поворачиваем их вверх ногами или по диагонали чтобы изображение было минимально распознаваемо. Если предметы плоские, можно той же рамкой закрыть не рисуемые части образцов.

Делаем линейный рисунок, срисовывая пустые пространства каким-либо из цветных карандашей. Затем выполняем рисунок штриховкой.

Сначала мы делаем штриховую прокладку цветом, наиболее близким к требуемому, а затем, изменив направление штриховки, цветом, дополняющим первый до нужного оттенка. При необходимости увеличиваем число прокладок или вводим дополнительные цвета, каждый раз меняя направление штриховки.

Выполняем четыре таких рисунка.

Оборудование

Образцы: пара небольших предметов, желательно и теплой и холодной окраски. Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Цветные карандаши. Бумага формата А4.


Примеры
выполнения задания

Примечания

Свет и тени всегда находятся в оппозиции: если свет теплый - тени холодные и наоборот. Лампа накаливания дает желтоватый свет, а тени выглядят синими.


 



Рисунок предметов с узорами


Задание

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние.

В одной из рамок размещаем образцы таким образом чтобы предметы только частью попадали в поле рамки. Рисуем только фрагменты предметов. Если предметы плоские, можно той же рамкой закрыть не рисуемые части образцов.

Рисунок начинаем с линий контура предметов. Но рисуем не предметы, а пустые пространства между ними. Линии проводим медленно и не возвращаемся к уже нарисованному - одна линия за один раз. Затем начинаем рисовать узоры на них. Узоры изображаются линиями - короткими или длинными, прямыми или извилистыми - но линиями. Тени на предметах и от предметов не рисуем, тоном ничего не закрашиваем.
Как минимум, выполняем три таких рисунка.

Оборудование

Образцы: пара небольших предметов, имеющих узоры или что-то похожее на них. Это могут быть ложки, вилки и ножи (преимущественно их ручки), ключи, мелкие скульптурные изображения и т. д. Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB). Бумага формата А4.


Примеры выполнения задания

Примечания

Очень часто какие-то элементы узора кажутся линиями, но при ближайшем рассмотрении они имеют толщину, и, следовательно, должны быть изображены двумя линиями. Если что-то получается не совсем точно, не следует огорчаться по этому поводу. Самое главное - ощущение удовольствия от рисования.


 



Рисунок пустых пространств


Задание

На листе А4 нарисовать рамку (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа должно оставаться расстояние. Рядом помещаем фотографию и кладем на нее картонную рамку таким образом, чтобы изображение в ее окне было нераспознаваемо - выбираем самый нечитаемый фрагмент и поворачиваем его вверх ногами или по диагонали. Если предметы на фотографии черные, мы сосредотачиваемся на белых пятнах и наоборот, если предметы на фотографии белые - на черных. Не проводя никаких построений, не делая никаких прикидок, срисовываем пустые пространства, укладывая одно рядом с другим, как мозаику. Мелкие детали изображения игнорируем, все светлое считаем белым, темное - черным. Взгляд медленно движется вдоль краев пустых пространств на фотографии и точно так же медленно движется карандаш по бумаге. Мы не смотрим на свой рисунок до момента, когда появляется потребность скорректировать линии на нем. Тогда мы кидаем очень короткий взгляд на рисунок и опять взгляд медленно движется вдоль линий образца. Задание обязательно должно выполняться очень медленно, очень спокойно и непрерывно.

Как минимум, выполняем три таких рисунка.

Оборудование

Образец: черно-белая фотография с контрастным ажурным изображением Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB). Бумага формата А4.


Примеры выполнения задания

Примечания

Способ рисования, когда внимание обращено не на предметы, а на пустые пространства между ними, позволяет избежать схем и символов, которыми оперирует интеллект, следовательно, и ошибок связанных с интеллектуальным восприятием. Кроме того, мы можем войти в пространство неопосредованных зрительных впечатлений и почувствовать ощущение удовольствия от рисования как увлекательного, самодостаточного процесса. Это ощущение удовольствие должно стать постоянным спутником процесса рисования.


 



Рисунок удаленных предметов


Задание

На листе А4 нарисовать рамку (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние.

На расстоянии 2 - 3 метра размещаем образцы. Ставим на столе штатив и закрепляем рамку для визирования на штативе так, чтобы предметы только частью попадали в отверстие рамки. Ни один предмет не должен быть виден полностью, только фрагментами. В качестве штатива можно использовать записную книжку с парой канцелярских скрепок. Важно не менять точку зрения в процессе рисования чтобы в рамке оставалось то же самое изображение.

Делаем линейный рисунок, срисовывая пустые пространства каким-либо из цветных карандашей.

Затем выполняем рисунок штриховкой.

Сначала мы делаем штриховую прокладку цветом, наиболее близким к требуемому, а затем, изменив направление штриховки, цветом, дополняющим первый до нужного оттенка.

При необходимости увеличиваем число прокладок или вводим дополнительные цвета, каждый раз меняя направление штриховки.

Выполняем четыре таких рисунка.

Оборудование

Образцы: пара небольших предметов, желательно и теплой и холодной окраски. Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Картонная рамка для визирования формата А5 с окном размером 24х34 мм. Цветные карандаши. Штатив на котором можно закрепить рамку для визирования. Бумага формата А4.


Примеры
выполнения задания

Примечания

Если свет теплый - тени холодные. Лампа накаливания дает желтоватый свет, а тени выглядят синими.


 



Живопись небольших предметов


Задание

На листе А4 нарисовать две одинаковые рамки рядом (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние. В одной из рамок размещаем образцы так чтобы предметы только частью попадали в поле рамки и поворачиваем их вверх ногами или по диагонали чтобы изображение было минимально распознаваемо. Если предметы плоские, можно той же рамкой закрыть не рисуемые части образцов.

Делаем линейный рисунок, срисовывая пустые пространства.

Так же как и в предыдущем задании, начинаем живопись с тех частей, где есть мягкие переходы цвета и там где можно сделать светлую общую подкладку с тем, чтобы потом прописать детали более темным тоном. Эти участки мы сделаем заливками, но там, где расплывчатое изображение пересекается какими-то четкими границами, делаем границу заливки с четкими краями. У теней расплывчатые края: лучше их сделать более расплывчатыми, чем резкими - они не должны соперничать с предметами.

Затем приступим к прописыванию участков с четкими формами и к уточнению и углублению цвета там, где это необходимо. Уточнение и углубление цвета будем выполнять лессировками.

Выполняем четыре акварели.

Оборудование

Образцы: два-три небольших предмета теплой и холодной окраски. Рамка из картона с окном размером 95х135 мм и полями 3-4 см. Набор акварельных красок Кисть беличья № 10 Баночка с водой Палитра (кусок плотной бумаги) для смешивания красок Тряпка мягкая для вытирания кисти Карандаш простой мягкости Т или H Бумага для акварели формата А4


Примеры
выполнения задания

Примечания

Обратите внимание на теплоту света и теней: если свет теплый - тени холодные и наоборот. Лампа накаливания дает теплый желтоватый свет, а тени выглядят холодными, голубоватыми.


 



Живопись удаленных предметов


Задание

На листе А4 нарисовать рамку (обвести внутреннее отверстие картонной рамки) размером 95х135 мм. До краев листа и между рамками должно оставаться расстояние.

На расстоянии 2 - 3 метра (в зависимости от размера предметов) размещаем образцы. Ставим на столе штатив и закрепляем рамку для визирования на штативе так, чтобы предметы только частью попадали в отверстие рамки. Ни один предмет не должен быть виден полностью, только фрагментами. В качестве штатива можно использовать записную книжку с парой канцелярских скрепок. Важно не менять точку зрения в процессе рисования чтобы в рамке оставалось то же самое изображение.

Делаем линейный рисунок, срисовывая пустые пространства.

Так же как и в предыдущем задании, начинаем живопись с мягких переходов цвета и общих подкладок. Затем приступим к прописыванию участков с четкими формами и к уточнению и углублению цвета лессировками там, где это необходимо. Обращаем внимание на теплоту света и теней. Цвет предмета на свету от цвета предмета в тени отличается не только светлотой, но и теплотой.
Попробуйте найти как можно большее количество градаций цвета в каждом предмете. Не упрощайте, а усложняйте цвет, утрируйте его. Найдите удовольствие в игре с цветом, в выражении цвета через парадоксальное сочетание красок. Интересная работа с цветом важнее, чем боязливое следование усредненно-правильным цветам.

Выполняем четыре акварели.

Оборудование

Образцы: два-три небольших предмета теплой и холодной окраски среднего размера (посуда), один из предметов должен быть белым. Рамка из картона с окном размером 95х135 мм Картонная рамка для визирования формата А5 с окном размером 24х34 мм. Штатив на котором можно закрепить рамку для визирования. Набор акварельных красок Кисть беличья № 10 Баночка с водой Палитра (кусок плотной бумаги) для смешивания красок Тряпка мягкая для вытирания кисти Карандаш простой мягкости Т или H Бумага для акварели формата А4


Примеры
выполнения задания

Примечания

Обратите внимание на тот факт, что цвет предмета влияет на цвет окружающих предметов. Это особенно заметно на светлых предметах в тени. Это так называемые «рефлексы» - то есть, отражения. Кроме того, свет в воздушной среде имеет свойство рассеиваться. Цвета соседних предметов как бы подкрашивают друг друга.


 



Журавли и синицы


Хотя сказано, что КУРС ИМИТАЦИИ будет продолжен КУРСОМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, он может быть использован как подготовительный курс для обучения рисованию по любой программе. В том числе, можно продолжить занятия по КУРСУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ .
Также могу порекомендовать очень хорошее пособие по обучению рисованию: Берт Додсон "Ключи к искусству рисунка", издательство Попурри, Минск, 2000.

Выше сказанное не значит, что я отказываюсь от написания КУРСА ИНТЕРПРЕТАЦИИ, но эта работа потребует изрядной доли времени.
Нет смысла дожидаться прилета журавля, когда имеющаяся синица вполне адекватно его может заменить.

Удачи.