Фотографирование произведений искусства актуально при организации аукционов, создании библиотеки фотографий и т.д. Если вам нравится управлять освещением, подбирать расположение объектов и задних планов при съемке произведений искусства, обязательно ознакомьтесь с приемом 38, чтобы узнать, как правильно фотографировать предметы, стоящие на столе. Если вы готовите фотографии лотов для Internt-аукционов (например, eBay), очень полезным окажется материал приема 39. Познакомившись с приемом 40, вы получите немало рекомендаций по съемке "плоских" произведений искусства. Прием 41 по достоинству оценят те читатели, которые хотят научиться фотографировать старые автомобили.
Рис. 38.1. Исходное изображение
Рис. 38.2. Отредактированное изображение
"Colored Bottles & Shadows"
Фотоаппарат Nikon CoolPix 5000, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 64 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/7,8, выдержка 1/1000 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2560x1920 пикселей, размер файла 1,3 Мбайт, формат JPEG.
Сняв всего несколько фотографий, используя встроенную вспышку, вы заметите, что качество фотографий достаточно низкое. Встроенные вспышки часто приводят к тому, что передний план фотографии передержан, а фон - недодержан; крометого за объектами могут появляться нежелательные тени. Ознакомившись с настоящим приемом, мы узнаете как улучшить качество фотографий. используя внешние вспышки. Вы сможете легко изменить условия освещения, добавив к уже установленным источникам света зонты, отражатели или просто направив источники света на стены или потолок. Управлять направлением света от внешней вспышки или другого источника достаточно просто. Благодаря этому вы сможете подчеркнуть цвета, форму и текстуру объекта, как показано на рис. 38.2. Обязательно экспериментируйте, изменяя положение вспышки по отношению к объекту съемки, после чего следует оценить полученные результаты.
Выполнив следующие шаги, вы узнаете, как правильно подготовиться к съемке простого натюрморта, если вы применяете всего одну внешнюю вспышку. Найдите несколько интересных бутылок и бокалов и поэкспериментируйте с освещением.
1-ШАГ. ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ
- Начните с подготовки места съемка. Придвиньте стол к стене. Положите на стол лист белого пенопласта. Именно на нем будут располагаться все объекты съемки. Еще один лист прислоните к стене. Теперь закрепите фотоаппарат и задайте такое значение коэффициента масштабирования, чтобы видеть только белый лист пенопласта.
Если вы планируете фотографировать высокие объекты, подумайте о том, как разместить их на полу, а не на столе. Благодаря этому работать будет более комфортно. Вы также получите более подходящий угол обзора, особенно если используете удачно подобранный штатив (конечно, ничто не мешает вам стать, например, на стол, чтобы лучше видеть будущую сцену на ЖК-экране фотоаппарата).
Для создания фонов можно использовать специальную белую бумагу (она продается в специализированных магазинах фототоваров). Прикрепите лист бумаги к стене и положите его другой край на стол; переход от стены к столу будет практически незаметен.
2-Й ШАГ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
- Теперь начинается этап творчества. Разместите все необходимые объекты на столе, помня о том, как именно будут падать тени. Учтите также, насколько хорошо объекты будут сочетаться друг с другом. Основные советы по компоновке кадра были изложены в приеме 7.
3-Й ШАГ. ПОДБОР ОСВЕЩЕНИЯ
Ознакомившись с приемом 39, вы узнаете, как использовать два источника света для фотографирования объектов ''без теней". Однако в данном случае речь идет об использовании только одного источника света.
- Начните с закрепления вспышки на стойке, после чего направьте ее на стол. При этом можно использовать специальный адаптер, например, Bogen Swivel Umbrella Adapter #2905 (www.bogenphoto.com) стоимостью около $30 (рис. 38.3). Он позволяет закрепить на стойке вспышку и недорогой белый зонт.
Затем подключите вспышку к цифровому фотоаппарату. Некоторые производители (например, Nikon), используют фирменные разъемы. Поэтому для подключения следует использовать специальные адаптеры и кабели. Например, компания Nikon выпускает кабели, SC-17, SC-18 и SC-19, а также адаптер AS-10. Изучите руководство пользователя, посетите Web-узел компании-производителя вашего фотоаппарата, чтобы узнать, какие модели кабелей адаптеров вам необходимы.
Рис. 38.3.
4-Й ШАГ. РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА И ВЫБОР ЕГО ПАРАМЕТРОВ
- Закрепите фотоаппарат на штативе. Выберите высоту и угол направления, чтобы полученная композиция оказалась как можно более простой. Если фотоаппарат оснащен поворотным ЖК-экраном, подберите его положение таким образом, чтобы видеть композицию при перемещении фотоаппарата. Если ЖК-экран не вращается независимо от корпуса фотоаппарата, станьте на табурет или стул, чтобы оценить композицию.
- Укажите подходящий режим экспозиции (в данном случае лучше выбрать полностью ручной режим). Благодаря этому вы сможете правильно подобрать экспозицию в соответствии с характеристиками вспышки. Установите высокую скорость затвора, например 1/1000 с. В результате вы сведете к минимуму действие всех остальных источников света в комнате. Теперь задайте среднее значение относительного отверстия диафрагмы, например, 1/5,6. Откорректируйте значение этого параметра, сделав несколько пробных снимков. Если вы фотографируете мелкш объекты, вам придется выбрать режим макросъемки.
Если ваша вспышка допускает настройку параметров ее работы, вы получите больший контроль над глубиной резкости (т.е. размером области фотографии, которая будет находиться в фокусе). Уменьшение мощности вспышки позволит использовать большее значение диафрагмы, а значит, вы сможете сфокусировать фотоаппарат на определенные части кадра. Повышение мощности вспышки позволит уменьшить значение диафрагмы с целью увеличить глубину резкости.
В отличие от пленочных фотоаппаратов, в которых затвор находится в фокальной плоскости, большинство пользовательских цифровых фотоаппаратов оснащены электронным затвором, синхронизировать который со вспышкой можно с любой скоростью. Преимущество высокой скорости затвора состоит в том, что при этом влияние любого внешнего (естественного) освещения в комнате сводится к минимуму.
5-Й ШАГ. СЪЕМКА И ПРОСМОТР РЕЗУЛЬТАТОВ
- Теперь сделайте несколько пробных снимков. Поскольку предварительно был выбран ручной режим экспозиции, изменяйте экспозицию, задавая разные значения диафрагмы, уровень мощности вспышки, а также используйте компенсацию времени работы вспышки. Для того чтобы иметь более широкие возможности по просмотру фотографий, загрузите их в компьютер, после чего изучите всю композицию в целом. Затем оцените экспозицию фотографии, а также удачность фокусировки.
6-Й ШАГ. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА, ОСВЕЩЕНИЯ ИЛИ ФОТОАППАРАТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЕЗУПРЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Просмотрев полученные фотографии, внесите все необходимые значения. Измените композицию, соответствующим образом переставив объекты, откорректируйте условия освещения. Например, чтобы избежать появления тени, переставьте объекты, а также измените условия освещения. Например, чтобы избежать выхода тени за пределы композиции, немного увеличьте интенсивность освещения. В результате тени станут чуть короче, что значительно улучшит внешний вид композиции. Если вы фотографируете несколько объектов, тени которых пересекаются, немного разнесите их, после чего сфотографируйте еще раз. Если цвета объектов слишком темные, задайте другую экспозицию, изменив значение диафрагмы или мощности вспышки. Внимательно изучите полученные результаты на ЖК-экране фотоаппарата. Для более тщательного изучения изображения загрузите их в компьютер. Вам может понадобиться сделать это еще несколько раз, однако каждая последующая группа фотографий будет иметь более высокое качество.
7-Й ШАГ. ПОЛУЧЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СНИМКА
- Если все параметры фотоаппарата заданы должным образом, размещение объектов и освещение вас вполне устраивают — значит все готово к получению окончательного снимка!
Прием 39. Создание фотографий для Internet-аукционов
Рис. 39.1. Исходное изображение
Рис. 39.2. Отредактированное изображение
"Leather Handbag"
Фотоаппарат Nikon CoolPix 990, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 51 мм, относительное отверстие диафрагмы 3,0, выдержка 1/120 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2048x1536 пикселей, размер файла 1,2 Мбайт, формат JPEG.
Internet-аукционы (например, такие как eBay) приобретают в последнее время нее большую популярность. Некоторые люди зарабатывают неплохие деньги, постоянно приобретая и продавая товары на подобных аукционах. Любой человек, у которого дома имеется ненужная вещь, которая просто пылится в углу комнаты, может заработать, выставив ее на продажу на одном из подобных аукционов. Как насчет продажи старых пленочных фотоаппаратов, которые вряд ли понадобятся вам в будущем?
Почему же одни Internet-аукнционы приобретают широкую известность, другие нет? Наблюдения показывают, все успешные аукционы характеризуются очень высоким качеством фотографий. Если вам нравится принимать участие в таких аукционах и вы
хотите действительно успешно продать товар, этот прием — именно для вас. Выполнив все шаги, вы получите именно такие фотографии предметов для продажи, благодаря которым они будут выгодно отличаться от всех остальных.
КАКОЙ ФОТОАППАРАТ ВАМ НЕОБХОДИМ
Достаточно качественную фотографию предмета для продажи можно получить, используя относительно недорогой цифровой фотоаппарат, штатив и простой белый фон. Однако качество ваших снимков в значительной мере зависит от качества освещения но время съемки. Рекомендуем использовать не менее двух источников света. Благодаря этому становится возможным получение четких изображений без ужасных теней, однако с сохранением всех текстур и деталей сфотографированных предметов.
Для создания фотографии кожаной сумки (рис. 39.1), которая предназначалась для размещения на Web-узле www.leatherstaff.com, использовались две вспышки
Nikon SB24, две стойки, два зонта, а также фирменные кабели от компании Nikon. Результаты дополнительной обработки фотографии, произведенной с помощью программы Adobe Photoshop представлены на рис. 39.2. Схема расположения источников света, которая использовалась при съемке, представлена на рис. 39.3
Несмотря на то, что компания-производитель вашего фотоаппарата может выпускать модели вспышек, идеально подходящие именно для вашей модели фотоаппарата, вы вполне можете приобрести вспышки и от других компаний — Vivitar (www. vivitar. com), Sunpak (www.sunpak.com) или Metz (www.bogenphoto.com/webmetz).
Рис. 39.3.
Эти компании предлагают менее дорогие решения, чем ведущие производители фотоаппаратов, однако их вспышки обладают не меньшим количеством функций. Также внимания заслуживают студийные вспышки От компании Alien Bees (www.alienbees.com), которые допускают задание уровня мощности, а также содержат светомоделирующие лампы, которые позволяют оценить условия освещения еще до съемки.
Необходимое оборудование можно приобрести не только в магазине. Практически все необходимые устройства продаются и через Internet. Вместо того, чтобы тратить огромные суммы на приобретение нового оборудования, обратите внимание на устройства, бывшие в употреблении. Однако имейте в виду, что на Internet-аукционах вам встретится немало мошенников, поэтому будьте как можно более бдительными.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО СНИМКА
Прежде, чем приступать к выполнению шагов настоящего приема, подумайте: от чего прежде всего зависит качество снимка? Хорошая фотография предмета для продажи позволяет быстро оценить его качество, не следует отвлекать внимание на задний план
и другие объекты. Для этого при съемке используйте как можно более простой фон, например, бумагу или белый лист пенопласта. В данном случае фон также будет выступать в качестве отражателя, направляющего свет на объект съемки. Конечно же, если вам необходимо сфотографировать светлый или даже белый объект, предпочтение следует отдать темному фон, чтобы обеспечить нужный контраст.
Помимо фона, качество снимка во многом зависит от того, насколько продуманно было получено освещение. Мягкий рассеянный свет добавляет глубину, а также позволит "проявить" некоторые детали в области теней. Для этого очень удобно использовать зонты.
1-Й ШАГ. ПОДГОТОВКА МЕСТА СЪЕМКИ
- Подготовьте место для будущей съемки. Его точный размер в значительной мере зависит от размеров объектов, которые вы будете фотографировать. В данном случае я предполагаю, что вам необходимо сфотографировать предметы, которые помещаются на обычном столе. Придвиньте стол к стене и положите на него белый лист бумаги или пенопласта. Еще один лист прислоните к стене. Разместите фотоаппарат и подберите значение масштабирования таким образом, чтобы видеть только белый фон.
2-Й ШАГ. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
- Расположите предмет в центре кадра. Подобрав размещение источников света и штатива, сделайте несколько пробных снимков, после чего измените положение объектов, если в этом возникнет необходимость.
Если вы планируете фотографировать высокие объекты, подумайте о том, чтобы разместить их на полу, а не на столе. Благодаря этому работать будет более комфортно, вы также получите подходящий угол обзора, особенно если используете удачно подобранный штатив (конечно, ничто не мешает вам стать, например, на стол, чтобы лучше видеть будущую сцену на ЖК-экране фотоаппарата).
Для создания фонов можчо использовать специальную белую бумагу (она продается в специализированных магазинах фототоваров). Прикрепите лист бумаги к стене и затем положите его другой край на стол; переход от стены к столу будет практически незаметен.
3-Й ШАГ. ПОДБОР ОСВЕЩЕНИЯ
- Начните с закрепления вспышек на стойках, после чего закрепите зонты. При этом можно использовать специальный адаптер, например, Bogen Swivel Umbrella Adapter #2905 (www.bogenphoto.com) (рис. 39.4). Затем подключите вспышку к цифровому фотоаппарату. Некоторые производители (например. Nikon). используют фирменные разъемы, поэтомудля подключения приходится использовать специальные адаптеры и кабели (компания Nikon выпускает специальные] фирменные кабели и адаптеры). Изучите руководство пользователя и посетите Web-узел компании-производителя вашего фотоаппарата, чтобы узнать, какие модели кабелей адаптеров вам необходимы.
Рис. 39.4.
- Используйте зонты для смягчения света и имитации "обтекания" им объектом съемки. Расположите зонты таким образом, чтобы они были направлены к объекту съемки под углом приблизительно 45°. Разместите одну стойку слева от объекта, а вторую — справа от него (рис. 39.3).
4-Й ШАГ. НАСТРОЙКА ФОТОАППАРАТА
- Закрепите фотоаппарат на штативе. Подберите высоту и угол направления, чтобы полученная композиция оказалась как можно более простой. Если фотоаппарат оснащен поворотным ЖК-экраном, расположите его таким образом, чтобы видеть композицию при перемещении фотоаппарата. Если ЖК-экран не вращается независимо от корпуса фотоаппарата, вам может понадобиться стать на табурет или стул, чтобы оценить композицию.
- Подберите подходящий режим экспозиции (в данном случае лучше выбрать полностью ручной режим). Благодаря этому вы сможете правильно подобрать экспозицию в соответствии с характеристиками вспышки. Выберите высокую скорость затвора, например 1/1000 с. В результате вы сведете к минимуму действие всех остальных источников света в комнате. Теперь задайте среднее значение относительного отверстия диафрагмы, например, 1/5,6. Откорректируйте значение этого параметра, сделав несколько пробных снимков. Если вы фотографируете мелкие объекты, то рекомендуем выбрать режим макросъемки.
Этот режим позволит фотоаппарату избежать необходимости долгой фокусировки. Подробно о режиме макросъемки мы говорили в приеме 31.
5-Й ШАГ. КОМПОНОВКА И СЪЕМКА
- Задайте фокусное расстояние и угол обзора объектива. В кадр должны попасть все наиболее важные детали объекта съемки. Если потенциальным покупателям будет интересно увидеть продаваемый вами предмет с нескольких сторон, поверните его и сфотографируйте еще раз. В дальнейшем вы сможете приблизить предмет и сфотографировать его отдельные части. Однако сейчас вам, прежде всего, следует обратить внимание на освещение, без которого вы не сможете получить нужную экспозицию.
Если ваша вспышка допускает настройку параметров ее работы, вы получите больший контроль над глубиной резкости (т.е. размером области фотографии, которая будет находиться в фокусе). Уменьшение мощности вспышки позволит использовать большее значение диафрагмы, а значит, вы сможете сфокусировать фотоаппарат на определенной части кадра. Повышение мощности вспышки позволит уменьшить значение диафрагмы с целью увеличения глубины резкости.
- Если вы фотографируете в ручном режиме экспозиции, сделайте несколько кадров с разными значениями относительного отверстия диафрагмы или компенсации экспозиции вспышки. Если вы применяете один из "автоматических" режимов, например, программируемый, используйте компенсацию экспозиции.
- Если предмет находится не в центре композиции, убедитесь в том, чтобы параметры фокусировки были заданы должным образом. Вам может понадобиться использовать фокусировку не по центру, о чем мы говорили при рассмотрении приема 14. Также можно воспользоваться режимом ручной фокусировки, хотя при работе с большинством моделей современных компактных цифровых фото аппаратов это сделать непросто из-за малого разрешения ЖК-экрана. Сняв несколько кадров приемлемого для вас качества, загрузите в компьютер и внимательно изучите их на экране большого монитора, чтобы оценить
фокус и экспозицию.
6-Й ШАГ. ПРОСМОТР РЕЗУЛЬТАТОВ И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
- После просмотра полученных изображений внесите необходимыекорректировки — так вы получите фотографии максимального качества. Запомните,что в данном случае цель состоит в создании зрительного описания товара, глядя на которое, посетители аукциона должны захотеть его приобрести. Если цвета объектов слишком темные, откорректируйте экспозицию, изменив значение относительного отверстия диафрагмы или мощности вспышки.
Если фотографируемый объект имеет отражающие поверхности, блики можно уменьшить, обработав эти поверхности с помощью специального матового лака, который можно приобрести в магазине фототоваров. Однако такой лак необходимо использовать разумно, чтобы не изменить характер фотографируемого объекта, а также избежать его повреждения в дальнейшем. После съемки лак следует снять.
7-Й ШАГ. ПОЛУЧЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СНИМКА
- Добившись приемлемого значения экспозиции, переместите фотоаппарат и сам объект съемки для того, чтобы сфотографировать с разных сторон. Используйте режим макросъемки, чтобы запечатлеть мелкие детали. Кто знает, может вам удастся, сделав несколько снимков, избавиться от ненужной вещи и ещё получить за нее деньги!
Получив необходимые результаты, обязательно запишите параметры фотоаппарвта при которых были получены, чтобы в дальнейшем иметь возможность быстро воспроизвести вия съемки. Если ваш фотоаппарат позволяет сохранять "пользовательские настройки" обязательно воспользуйтесь этой возможностью - так вы будете иметь возможность быстро выбрать необходимые параметры. Обязательно зарисуйте схему расположения источников света и укажите расстояние до каждого из них. На создание подобной схемы вам потребуется несколько часов, однако при повторной съемке эта схема позволит вам сохранить немало часов.
Рис. 40.1. Исходное изображение
Рис. 40.2. Отредактированное изображение
"Ginny Herzog Painting"
Фотоаппарат Nikon CoolPix990, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 39 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/7,4, выдержка 1/60 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2048x1536 пикселей, размер файла 1,2 Мбайт, формат JPEG.
Фотографирование рисунков и картин, на первый взгляд, кажется очень простой задачей. Необходимо просто навести фотоаппарат на стану, па которой находится произведение искусства, и нажать кнопку спуска затвора, не так ли? Однако если вы поступите подобным образом на практике, то, скорее всего, будете очень разочарованы. Если фотоаппарат неправильно сориентирован по отношению к рисунку, или же условия освещения явно не подходят для съемки, по полученным вами фотографиям будет достаточно сложно определить, насколько красиво произведение искусства, которое вы сфотографировали. Настоящий прием позволит .рам научиться фотографировать картины в удачном свете и ракурсе. В результате полученные фотографии можно будет размещать в Internet или превращать в слайды. Картина, представленная на рис. 40.2. была создана для размещения на Web-узле www.herzogart.com.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ФОТОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА
Хорошая фотография произведения искусства должна абсолютно правильно воспроизводить все его цвета и оттенки, а также внешний вид. Сложности, связанные со съемкой "плоских" произведений искусства, состоят в том, что требуется очень тщательно подобрать освещение, а также обеспечить корректную цветопередачу. Произведение искусства должно максимально выделяться па фоне (при его использовании), который ни в коем случае не может отвлекать внимание зрителя. Если произведение искусства обладает некоторой текстурой (например, на нем заметны мазки кисти или следы других инструментов, с помощью которых оно было создано), освещение должно подчеркнуть эту текстуру, чтобы на фотографии этот объект ничем не отличался от оригинала. Если фотография действительно удачна, она должна выглядеть точно так же, как и оригинал!
КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ
В идеале вам потребуется согласованная пара внешних вспышек или специальных ламп накаливания, а также дополнительное оборудование, с помощью которого все эти источники света можно будет расположить в выбранном месте. Чтобы использование вспышки было вообще возможным, ваш фотоаппарат должен быть оснащен специальным разъемом для синхронизации со вспышкой. Поскольку лампы накаливания горят постоянно, при их применении синхронизация не потребуется.
Как правило, штатив обеспечивает надежное закрепление источников света любого типа, однако в некоторых ситуациях вам не обойтись без использования специальных переходников. Вы можете приобрести и специальные стойки, предназначенные для закрепления дополнительных источников света.
При использовании вспышки более естественного вида произведений искусства можно достичь благодаря применению специальных рассеивателей. Они освещают объекты съемки мягким рассеянным светом.
Если перечисленных выше дополнительных средств у вас не имеется, переживать не стоит; лампы накаливания можно заменить вспышками, если фотоаппарат поддерживает синхронизацию с внешними вспышками, а без рассеивателей и зонтов вполне можно обойтись, если используемые вами источники света обеспечивают приемлемое качество освещения.
При отсутствии в вашем арсенале источников света ничто не мешает вам фотографировать на улице. Выберите пасмурный день, в который освещение ровное и неяркое. Расположите картину таким образом, чтобы свести количество бликов к минимуму, после чего убедитесь, что фотоаппарат сориентирован по отношению к ней должным образом. Расположите картину так, чтобы за ней не оказалось никакого отвлекающего внимание фона (например, деревьев или травы). Вы не сможете достичь таких же результатов, как при съемке в помещении, когда вы обладаете полным контролем над освещением. Однако качество полученных результатов будет абсолютно приемлемым, если вы правильно подберете день и время съемки.
Приобретите относительно недорогие лампы накаливания с вольфрамовой нитью (они закрепляются на специальных стойках и предназначены для использования при строительных работах) и снимите защитное стекло — таким образом вы получите очень неплохие источники света. Для обеспечения необходимого уровня гибкости при тех или иных условиях освещения вам потребуется не менее двух источников света на стойках.
1-Й ШАГ. ДЛЯ ЧЕГО БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФОТОГРАФИЯ
- Определитесь с тем, как именно будет использоваться полученная вами фотография. Если вы не можете сразу дать ответ на этот вопрос, фотографируйте, задав максимальное значение разрешения, которое только поддерживает ваш фотоаппарат. а также минимальную степень сжатия, чтобы обеспечить максимально возможную детализацию получаемых изображений. При этом вы получите файлы максимального размера и наиболее гибкие возможности по использованию изображений практически в любых целях. Если вам необходимо всего лишь получить небольшое изображение для отправки по электронной почте или же изображение для размещения на Web-странице, основным критерием окажется размер файла: чем меньше — тем лучше. Даже старые одно- и двухмегапиксельные цифровые фотоаппараты обеспечивали качество изображения, необходимое для размещения в Internet, однако более функциональные модели фотоаппаратов позволят получить и более детализированное изображение, которое можно даже выводить на печать.
Если картина обладает размерами, меньшими, чем А4, вы наверняка получите намного лучшие результаты, если отсканируете его с помощью планшетного сканера. Если ее размеры больше, то для создания качественной фотографии вам придется выполнить все шаги этого приема.
2-Й ШАГ. ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕГО МЕСТА СЪЕМКИ
- Выберите комнату, достаточно большую для того, чтобы в ней можно было повесить на стене картину, а также разместить источники света с каждой стороны под углом 45° к объекту съемки.
- Установите фотоаппарат на достаточном расстоянии. Это расстояние зависит от размеров произведения искусства, которое вам необходимо сфотографировать. Не думайте, что вам удастся сфотографировать достаточно большую картину с малого расстояния при использовании широкоугольного объектива, поскольку это приведет к бочкообразным искажениям в фотографии.
- Если вы фотографируете при дневном освещении, немного затемните комнату, чтобы исключить влияние прямого света на баланс белого, а также избежать появления бликов. Конечно, задачу можно упростить, фотографируя вечером.
3-Й ШАГ. ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТА СЪЕМКИ
- Если картина заключена в раму, которую вы не хотите фотографировать, просто снимите раму. Поскольку съемка через стекло — это достаточно сложная задача из-за возможности появления бликов и отражений, убрать стекло или другой защитный материал никогда не будет лишним.
4-Й ШАГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАРТИНЫ И РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА
- Закрепите картину на стене и расположите штатив прямо перед ней. Перемещайте фотоаппарат, закрепленный на штативе, пока вся картина целиком не окажскя в кадре (не используйте широкоугольный объектив и не задавайте минимальной фокусное расстояние, поскольку на фотографии появятся искажения).
Если по каким-то причинам вам необходимо фотографировать через стекло, или же сама картина обладает отражающей поверхностью, из подобной сложной ситуации можно выйти, прибегнув к некоторыми хитростями. Во-первых, перед фотоаппаратом можно расположить черный вельвет, который просто замечательно поглощает свет — намного лучше, чем любая другая ткань черного цвета. Прорежьте небольшую щель напротив объектива, а также убедитесь втом, что отрез вельвета достаточно большой, чтобы поглотить все лишние отражения. Чем больше картина, тем больше должен быть этот отрез.
Второй способ заключается в использовании больших листов поляризационного материала. Расположите листы таким образом, чтобы свет от каждого источника обладал только горизонтальной поляризацией. Оденьте на объектив поляризатор, пропускающий свет с вертикальной поляризацией. Благодаря этому вы сможете полностью исключить влияние бликов и отражений.
Направьте объектив фотоаппарата на центр картины. Убедитесь в том, что передняя линза объектива параллельна плоскости картины, а не наклонена по отношению к ней под определенным углом. Если фотоаппарат хоть чуть-чуть наклонен, картина будет выглядеть немного искаженной.
С помощью небольшого уровня проверьте правильность закрепления картины на стене. После этого можно воспользоваться тем же уровнем для правильного размещения фотоаппарата. Перемещайте и наклоняйте штативную головку до тех пор, пока фотоаппарат не будет выровнен. Хотя при съемке небольших произведений искусства использовать уровень не так уж и важно, при фотографировании больших картин он вам очень пригодится.
5-Й ШАГ. ПОДБОР ОСВЕЩЕНИЯ
- Расположите два источника света с одинаковой мощностью таким образом, чтобы они были направлены по отношению к объекту съемки под углом 45°. Воспользуйтесь измерительной лентой, с помощью которой вы сможете убедиться в том, что источники света расположены от картины и от стены на равных расстояниях.
При правильном размещении источников света картина должна равномерно освещаться и не содержать ни слишком ярких, ни затененных мест. Если источники света окажутся слишком яркими, отодвиньте их подальше от стены и картины или измените угол, под которым они распложены по отношению к фотографируемому произведению искусств. Схема размещения источников света, которая использовалась для получения фотографии, показанной на рис. 40.2. представлена на рис. 40.3.
Рис. 40.3.
6-Й ШАГ. ПОЛУЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРОБНЫХ СНИМКОВ
- При использовании вспышек переведите фотоаппарат в ручной режим. Задав малое значение для скорости затвора, например 1/500 или 1/1000 с, вы уменьшите влияние естественного освещения в комнате. Задайте такое значение относительного отверстия диафрагмы, которое обеспечит наилучшую экспозицию при использовании вспышек. Если применяются лампы накаливания, экспонометр легко справится со своей задачей. Если нет, используйте брекетпнг, предварительно указав необходимый диапазон значений экспозиции. Обратитесь к гистограмме, если фотоаппарат поддерживает соответствующую функцию. Изменяйте значение диафрагмы до тех пор, пока не получите гистограмму требуемого вида.
- Выберите наиболее подходящий вариант баланса белого в соответствии с характеристиками используемых вами источников света. Практически все модели цифровых фотоаппаратов позволяют задавать баланс белого, соответствующий солнечному свету, свету от лампы накаливания, свету вспышки, а также свету от флуоресцентной лампы. Если ваш фотоаппарат позволяет измерять баланс белого для конкретных условий освещения, зачастую наилучших результатов можно достичь именно при использовании этой функции. Обязательно изучите документацию к фотоаппарату, чтобы узнать, позволяет ли он измерять баланс белого для конкретных условий освещения, а также как правильно использовать эту функцию.
Если вы внесли изменения в настройки баланса белого, обязательно восстановите стандартные настройки по окончанию съемки. Многие фотографии выглядят просто ужасно только по тому, что при съемке был задан неподходящий вариант баланса белого. Использовав один из "специальных" вариантов баланса белого, выберите автоматическое определение баланса белого.
7-Й ШАГ. ПОЛУЧЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СНИМКА
- Если вы правильно разместили источники света и фотоаппарат, а также получили несколько пробных фотографий, внесите изменения (если в этом возникла необходимость), а затем сделайте окончательный снимок. При желании воспользуйтесь брекетннгом, задав приращение, равное 1/3 шага диафрагмы; в результате вы получите несколько дополнительных снимков, однако среди них наверняка будет один,который вам понравится.
Поскольку все параметры фотоаппарата заданы для съемки произведения искусства, то можно воспользоваться этим и сфотографировать еще несколько картин или рисунков. Просто перемещайте фотоаппарат ближе иди дальше от стены, не изменяя экспозиции и других параметров.
Если вы решили создать слайды на основе полученных фотографий, вам придется обратиться в сервисное бюро, которое предлагает соответствующие услуги.
Рис. 41.1. Исходное изображение
Рис. 41.2. Отредактированное изображение
"58 Chevrolet"
Фотоаппарат Nikon CoolPix950, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 57 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/3,0, выдержка 1/119 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 670 Кбайт, формат JPEG.
Для необходимости съемки автомобиля существует целый ряд причин. Может вы хотите продать его на Internet-аукционе, а может, просто решили сделать качественную фотографию своего автомобиля. Какой бы ни была причина, ознакомившись с настоящим приемом, вы сможете получать замечательные фотографии автомобиля. На рис. 41.2 представлена фотография автомобиля Chevrolet 1958 года.
1-Й ШАГ. ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕГО МЕСТА СЪЕМКИ
- Нахождение подходящего места — очень важный шаг при съемке автомооиля. Обязательно выберите такое место, в котором автомобиль будет смотреться совершенно естественно. Например, при съемке автомобиля Chevrolet 1958 года (рис. 41.2) я решил поставить его перед домом в стиле 1950-х годов, посте чего больше часа потратил па выбор наиболее подходящих условий освещения. В данной фотографии стиль дома полностью соответствует стилю автомобиля, ни одно
дерево не оторасывает тень, а автомобиль выглядит довольно контрастно но отношению к фону.
2-Й ШАГ. ВЫБОР ВРЕМЕНИ И ДНЯ
- Поскольку повлиять на освещение такого большого объекта как автомобиль, достаточно проблематично, нам не остается ничего иного, как подбирать день и время. наилучшим образом подходящие для съемки. Определившись с местом съемки. просто ожидайте, пока условия освещения не окажутся наиболее подходящими.
Если вы хотите получить действительно удачную фотографию автомобиля, помните о существовании таких дней, в которые вам просто не следует тратить время на съемку. Получив возможность сфотографировать восхитительный Jaguar ХКЕ в совсем неподходящий день, я потратил больше часа на съемку, но так и не получил ни одного кадра приемлемого качества. Результат моих попыток повлиять на условия освещения (я разместил Jaguar ХКЕ в тени деревьев) представлен на рис. 41.3. Темный автомобиль, оказавшийся в тени, выглядит просто ужасно, а ведь это моя самая любимая модель автомобиля! Итак, если условия освещения не примемлемы, выберите для съемки другой день.
Рис. 41.3.
Лучшее время для съемки автомобиля — завершающееся утро или начинающийся вечер, когда солнце находится достаточно низко, но его свет уже или еще не приобретает оранжевый оттенок, крайне не желательный в данном случае.
Неблагоприятное время для съемки это полдень, когда солнце находится у нас прямо над головой. В результате вы не
сможете запечатлеть на фотографии никаких теней, поэтому она будет выглядеть
плоской. Также следует избегать съемки в такие дни, когда солнце слишком яркое, а небо — белое. Многие автомобили и так содержат немало хромированных деталей, поэтому добавлять к фотографии дополнительные блики крайне нежелательно. Лучше всего фотографировать в слегка пасмурный день, когда облака немного смягчают солнечный свет.
3-Й ШАГ. РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА ПОД ОПРЕДЕЛЕННЫМ УГЛОМ
- Выберите наиболее подходящее положение фотоаппарата по отношению к автомобилю; например, разместите его так, чтобы видеть переднюю и боковую часть автомобиля (рис. 41.2) при его заднюю и боковую часть рис. 41.4. Всегда старайтесь фотографировать автомобиль под таким углом под которым он выглядит наилучшим образом. Packard 1918 года — что достаточно длинный автомобиль, поэтому его лучше всего фотографировать сбоку как показано на рис. 41.5.
4-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА
- Выберите режим приоритета диафрагмы и залайте значение относительного
отверстия диафрагмы равным 1/8.0. чтобы получить как можно большую глубину резкости.
При съемке фотографии, представленной на рис. 41.1. первоначально был выбран режим приоритета диафрагмы, а значение относительного отверстия диафрагмы было задано равным 1/8.0 с целью получения максимальной глубины резкости. Затем значение относительного отверстия диафрагмы было задано равным 1/3.0. так как необходимо широко открыть диафрагму, чтобы получить правильную экспозицию при низком значении чувствительности по ISO (80). Скорость затвора задана равной 1/120 с — так мы свели к минимуму размытие, возникающее по причине дрожания фотоаппарата. При использовании штатива задайте значение относительного отверстия диафрагмы равным 1/8,0, поскольку при этом значение скорости затвора может быть другим.
Рис. 41.4.
Рис. 41.5.
5-Й ШАГ. ВЫБОР ФОКАЛЬНОЙ ТОЧКИ И СЪЕМКА
- Выберите фокальную точку таким образом, чтобы в фокусе оказался весь автомобиль. При съемке фотографии, представленной на рис. 41.2, фокальная точка располагалась над передним левым колесом. Если вы задали положение фокальной точки, то начинайте фотографировать.
6-Й ШАГ. ПРОВЕРКА ЭКСПОЗИЦИИ, НАСТРОЙКА ПАРАМЕТРОВ И ПОЛУЧЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СНИМКА
- Сделав несколько снимком, потратьте некоторое время на изучение результатов, чтобы оценить, насколько удачно они скомпонованы, хороши ли сфокусированы, а также правильно ли для них задана экспозиция. Кроме того, обратите внимание на то. не мерцают ли на ЖК-экране яркие области фотографии. Мерцание чаще всего наблюдается в областях хромированных и сияющих поверхностей, отраженный от которых свет попадает прямо в объектив.
- Задав ее необходимые параметры и внеся в них изменения, сделайте ещё несколько снимков, используя брекетинг - так вы гарантнрованпо получите фотографию хорошей экспозицией. Отсутствие деталей на хромированных частях автомобиля кажется вполне естественным, однако вам следует изучить и другие области фотографии, отсутствие деталей в которых абсолютно неприемлемо.
7-Й ШАГ. ИЗМЕНЕНИЕ УГЛА НАБЛЮДЕНИЯ
- Если блики по причине яркого солнечного света слишком заметны, сфотографируйте автомобиль немного под другим углом. Или подумайте над тем, под каким углом наблюдения автомобиль будет смотреться не менее интересно — рис. 41.6 Сделайте еще несколько снимков и можете считать свою работу завершенной.
Рис. 41.6.